Квартирант правит бал и надеется на чудо
06.05.2016
Для многих людей, желающих снять жилье, основные требования к предстоящей сделке – это приемлемая цена, оперативность и отсутствие посредников. Правда, соединить все три фактора удается далеко не всегда.

Для многих людей, желающих снять жилье, основные требования к предстоящей сделке – это приемлемая цена, оперативность и отсутствие посредников. Правда, соединить все три фактора удается далеко не всегда. Из-за того, что финансовое положение многих потенциальных квартирантов сейчас ухудшилось и резкого увеличения реальных доходов пока не ожидается, доступность этой услуги стала играть еще более значимую роль.

Арендная лотерея

Далеко не всегда стремление потенциального нанимателя сэкономить на комиссионных приводит к желаемому результату

Совсем недавно от одного из своих знакомых мне удалось услышать занимательную историю о поиске съемного жилья. Молодому преподавателю рязанского вуза срочно потребовалось арендовать квартиру на длительный срок. Человек, прекрасно осведомленный о возможностях Интернета, облегчающих повседневную жизнь, для быстрого нахождения нужного варианта с помощью телефона провел мониторинг крупных сайтов, размещающих объявления о аренде квартир. Его внимание привлекла рекламная информация от работающего в Рязани агентства недвижимости, которое обязалось быстро и, главное, недорого (всего за 1500 рублей) помочь в съеме жилья. Молодой человек пришел в офис компании и подписал договор сроком на три недели.

Согласно этому документу, фирма обязалась ежедневно на время действия соглашения предоставлять клиенту адреса сдаваемых квартир. Наш герой ежедневно получал информацию о возможных вариантах, но сделка так и не состоялась. То собственники утверждали, что жилье сдано, то говорили, что даже не размещали подобных объявлений, а некоторые телефоны вообще молчали.

Так как снять квартиру мужчине нужно было буквально «вчера», он, не дожидаясь срока истечения договора, обратился в другую компанию, которая брала за аналогичную услугу уже 5 тысяч, но за эти деньги предоставляла ключ к собственной базе данных и СМС-информирование о новых вариантах. В результате желаемое жилье было оперативно найдено. Но что любопытно, собственник не знал, что на его объявление обратила внимание риэлторская компания.

Чтобы разобраться, что же сейчас происходит на региональном рынке аренды и насколько правомерно оказание таких информационных услуг, мы обратились к руководителям двух рязанских риэлторских компаний, много лет работающих в сегменте найма жилых помещений.

Две дороги для нанимателя

При подготовке публикации для нас очень важно было познакомиться с опытом компаний, которые практикуют единовременное предоставление клиентам нескольких десятков адресов сдаваемых квартир.

На вопросы нашего издания любезно согласился ответить директор агентства недвижимости «Прометей» Роман ОЛИМПИЕВ.

– Роман Александрович, в чем суть и преимущества услуги по подбору квартиры на рынке аренды жилья?

– Наша компания уже больше десятка лет работает на рязанском рынке аренды жилья и оказывает два вида услуг для нанимателей: подбор объекта с выездом специалиста и поиск квартиры без выезда агента. Если клиент выбирает первый вариант, то наш сотрудник непосредственно осуществляет показы квартир, удовлетворяющих требованиям нанимателя. После того как устраивающая его недвижимость найдена, клиент, согласно договору, подписанному с риэлторской компанией, выплачивает комиссионное вознаграждение, размер которого составляет от 70 до 100% от ежемесячной арендной ставки.

Если участник сделки готов вести переговоры с наймодателем самостоятельно, с ним, как и в первом случае, подписывается договор сроком на 20 дней, и человек ежедневно получает в свое распоряжение несколько (в среднем от шести до десяти) адресов сдаваемых внаем квартир из нашей базы данных. Если в течение 20 дней ни один из вариантов не устраивает клиента, договор автоматически продляется. Договорные обязательства в этом случае действуют до тех пор, пока потенциального наймодателя не устроит представленный объект.

Стоимость этой услуги составляет 1500 рублей. Все расчеты в нашей компании производятся официально, клиент получает кассовый чек.

– Но, по свидетельствам наших читателей, многие адреса, по которым звонит клиент в рамках такой информационной услуги, не оправдывают ожиданий. Либо жилье уже сдано, либо наймодатель ссылается на то, что объявление устарело, либо вообще не берет трубку. Поясните, насколько надежны те адреса, которые получает клиент за выплаченную по договору сумму?

– Как я уже сказал, мы регулярно предоставляем клиенту новые варианты аренды. Спрос в этом сегменте, даже несмотря на кризис, достаточно высок, иногда квартиры расходятся в считанные часы. Не будем сбрасывать со счетов и особые требования собственников. Некоторые, даже услышав в речи возможного квартиранта нерусский акцент, сразу прерывают контакт либо говорят, что объект уже сдан. Такое же предубеждение может существовать и в отношении нескольких студентов или абитуриентов, собирающихся совместно снимать квартиру или комнату. Возможные претензии соседей или риск порчи части имущества собственников явно не устраивают.

– Какова ответственность АН за невыполнение обязательств? Имеет ли право клиент, не нашедший ни по одному из представленных адресов желаемого объекта, расторгнуть договор с агентством?

– Естественно. Более того, если мы в рамках внутреннего расследования выявим, что в предоставлении некачественной информации виноват наш специалист, то обратившийся к нам гражданин получит назад деньги, выплаченные за оказание услуги.

– Насколько часто люди предъявляют претензии к сотрудникам Вашей компании из-за того, что, подписав договор, они так и не смогли найти жилье для найма?

– Судите сами. За все время работы на рынке аренды жилья мы подписали около 30 тысяч подобных договоров и получили чуть больше 30 претензий. То есть нашей услугой был недоволен один клиент из тысячи. Согласитесь, такому показателю могли бы позавидовать многие медучреждения или торговые сети.

Многолетняя практика показала, что договоры составлены юридически верно, иначе мы просто не решились бы рисковать своей репутацией ради сравнительно небольшого дохода.

Этика важнее прибыли?

Своим взглядом на сегодняшнюю ситуацию на региональном рынке аренды с читателями «Дом.Строя» делится директор агентства недвижимости «Гильдия» Степан ЧЕРЕМИН.

– Степан Алексеевич, используете ли Вы в своей работе такие услуги, как подбор квартиры для нанимателя с предоставлением информации о сдающихся квартирах для самостоятельного изучения и общения с собственниками?

– С момента основания компании мы используем классическую для рынка аренды квартир схему: наши специалисты, опираясь на обширную базу данных, ищут оптимальный вариант. Если нанимателя все устраивает, он платит за оказанную услугу по факту заселения от 50 до 80% от величины месячной арендной платы.

Что же касается передачи клиенту кучи адресов из базы данных и взимания денег за предоставление такой информации, то, на мой взгляд, подобную услугу нельзя назвать качественной, хотя для потенциального квартиранта она более доступна по цене.

В данном случае велик риск получить недовольство клиента: по некоторым адресам, учитывая специфику рынка аренды, сведения могут быть попросту устаревшими. А возникновение подобных конфликтов может сильно ударить по репутации любой компании.

– Как формируется база данных о наймодателях?

– Со многими собственниками мы работаем немало лет, знаем их предпочтения. Постоянные клиенты составляют основу нашей электронной картотеки. Наша компания со дня основания в 2005 году работает в сегменте аренды. Лично я свои первые сделки по сдаче квартир внаем провел в 2000 году.До того как возглавить «Гильдию», мне довелось сопровождать около 1500 арендных сделок.

– Насколько этично, на Ваш взгляд, для предоставления информации клиентам использовать объявления владельцев квартир без их согласия?

– Здесь есть тонкий этический момент. Если агентство в чистом виде предоставляет информационную услугу, о которой мы с вами только что говорили, это как минимум некорректно. При благоприятном исходе агентство получает прибыль, а вот наймодатель может столкнуться с непредсказуемым поведением клиента.

Собственник имеет полное право размещать объявление об аренде своего жилья и самостоятельно находить квартирантов, но, обращаясь к помощи агентства, владелец получает возможность долгосрочного сотрудничества с профессионалами в этой сфере.

– Какова же ответственность агентства, заключающего договор с нанимателем и наймодателем?

– Точечная работа риэлтора с каждым объектом позволяет избежать эксцессов во время проведения сделки. Наши специалисты проверяют правоустанавливающие документы по каждой сдаваемой квартире.

Бдительность и опыт агентов могут уберечь владельцев сдаваемого жилья от встречи с сомнительными квартирантами. Не секрет, что среди них есть и те, кто ради быстрого заработка готов идти на мошеннические действия, такие, например, как сдача уже арендованной квартиры третьим лицам. Мы же и после сдачи жилья, согласно договору, осуществляем постсервис. Это выгодно как наймодателям, так и нанимателям.

В случае возникновения форс-мажорной ситуации, при которой квартирант вынужден по не зависящим от него причинам выезжать из арендованного жилья, мы бесплатно подбираем ему другую квартиру.

– Какие еще тенденции, кроме снижения арендных ставок, характерны для сформировавшегося сейчас рынка нанимателя?

– Ради того, чтобы в сжатые сроки найти квартиранта, некоторые владельцы жилья оплачивают комиссионное вознаграждение риэлторам. В результате наниматель получает существенное удешевление услуги, владелец квартиры – быстрые сроки сдачи и стабильный доход, а риэлтор – успешную, оперативно заключенную сделку.

Опубликовано в №13 еженедельника "Дом.Строй"

(от 06.04.2016г.)